2007-03-17

Иркутск

В этом году я прилетел в Иркутск 17 марта в субботу. Меня встретил одноклассник Александр Примчук (Бабар). У него неплохо шли дела, и даже был собственный водитель.
На вечер была запланирована встреча одноклассников, так что я поехал в город. Конечно же, какой сибирский город без «домиков»? Можно ходить с пакетом и в трениках, но такая шапка быть просто обязана:
Михаил Разскащиков (Разсказ) забронировал столики в кафе «Каштан» на Марата 38 (старое название улицы Луговая). Там достаточно хорошо кормили, и было относительно дешевое Пльзеньское пиво Иркутского производства:
Татаринов Евгений:
Разсказ, Исхаков Вячеслав, Бабар, Николаев Кирилл, Егор Брагин:
Николаев Кирилл, Волнейко Андрей, Юдина Ольга, Бабар, Макарова Ирина, Исхаков Вячеслав:
Хоть фотография и не резкая, зато намного эмоциональнее, чем эта:
Синькова Наталья:
Романюк Елена:
Голубова Дарья:
Отлично посидев в барчике, мы двинули ко мне домой продолжать банкет. Разошлись лишь во втором часу, послушав песни под раздолбанную гитару в исполнении Разсказа и мужа Даши:
На следующий день, а точнее ближе к вечеру, ко мне заехал Легкун Антон (Легкунярка) с двоюродным братом и женой Леной.
В понедельник утром мы с мамой уехали в Улан-Удэ на поезде «Иркутск-Владивосток» в плацкарте. В соседнем купе ехали перегонщики. Они сразу же занавесили вход одеялом, достали водку и уже к Слюдянке были в хлам. А до Слюдянки ехать-то пару часов…
Вечером я забежал к своему другу Игорю. Это он с женой Леной и дочкой Мариной:
На следующий день у нас был запланирован семейный обед у тети Аллы на Чертенкова. Бабуля живет отдельно на Революции 1905 года. В этой квартире прошло мое детство. И все школьные каникулы я проводил в Улан-Удэ у бабушки с дедушкой. Вот такой вид открывается холодным мартовским утром из ее окна:
Окна выходят на железнодорожный вокзал. Так что прекрасно слышны характерные для вокзалов переговоры по громкой связи. Более того,  один прожектор светит прямо в окно. Может быть именно такие условия в детстве и повлияли на то, что сейчас я могу уснуть в любых условиях.
Баба Галя уже плохо ходит - все же 85 лет. Так что спустились заранее к подъезду, чтобы брат Миша не ждал, когда приедет забирать нас на машине. Мимо проходила подруга (слева) бабули:
Как же все-таки изменился двор:
От моего детства почти ничего не осталось. Только развалины песочницы, железобетонные блоки которой проглядывают справа за горкой. А раньше здесь стояла деревянная горка, которую зимой заливали всем двором. Уже нет штакетника, с которого я навернулся и посадил себе огромную шишку на затылке. Нет и качелей, с которых мы прыгали «кто дальше улетит». Лишь вдали виднеются гаражи, на которых мы играли в «пятнашки» или «сифу», и за что неоднократно получали как от владельцев гаражей, так и от родителей. А за трансформаторной будкой стоит мусорка. В ней мы постоянно искали банки из-под тушняка, чтобы играть в «палки-банки».
По сложившейся традиции после праздничного обеда по случаю моего приезда прошла фотосессия. Баба Галя с дочерьми младшей Ларисой (моя мама, справа) и старшей Аллой (моя тетя, слева):
К ним присоединилась семья моего двоюродного брата в полном составе: Миша с женой Ларисой, старший сын Сережа и младший Гриша:
А здесь мы поменялись с Ларисой местами:
Вечером мы с мамой отчалили обратно в Иркутск.
В среду днем я зашел в Лицей №3, где учился в 10 и 11 классе:
Забежал к отцу на занятия:
И пообщался с директором Кашиным Николаем Павловичем:
Когда мы с Разсказом только поступили в лицей, то на одной из первых перемен Миха пошел покурить в туалет. Заходим в уборную, и он спрашивает:"Пацаны, а директор не палит, что курят в сортире?" Кто-то из курящих ему ответил:"Старый не палил, а этот не знаю." И только Миха остался единственным с сигаретой в зубах, как зашел Палыч. В начале следующего урока директор зашел в класс и при всех отчитал Разсказа за несвойственное лицеистам поведение. Миха потом долго расстраивался, что так глупо спалился в первый же день.
А зимой в 10 классе я участвовал в программе "Шаг в будущее". Надо было отослать свою научную работу на комиссию. У меня тогда не было компа, так что печатал я мягко говоря очень медленно. Конечно же, к срокам не успевал. Ничего не оставалось, как скопировать листы чьей-то кандидатской диссертации и вставить в набранную часть. Ксерокс я нашел только в приемной Палыча. Но так как я пришел уже достаточно поздно, то секретаря не было. Так что сам директор мне копировал. Причем не просто все подряд, а вырезая некоторые абзацы. Провозились мы тогда достаточно долго, за что я очень Палычу благодарен. Мою работу, конечно, не приняли. Но на следующий год я уже заранее стал готовиться к конкурсу. Прошел отборочный тур в Усолье и поехал на Финал в Москву. Там занял второе место на своем отделении. Первое же место заняла девочка, которая пришла на доклад в короткой юбке, а в жюри были одни мужики. Вот так легко дается физика девчонкам.
В конце рабочего дня встретился с друзьями со стрельбы из лука, и мы зашли на секцию:
Мой тренер Наталья Валентиновна:
После с Дмитрием Федосеевым (Федос) и Максимом Масюковым (Максом) отлично посидели в кафе «Багира» под восточной трибуной стадиона «Труд». В кафе можно отведать достаточно вкусное светлое и темное пиво собственного произовдства:
Рано утром 22 марта мы с Легкуняркой стартанули в Байкальск на несколько дней катануть:
Начало перевала. Дальше только елки-елки-елки вокруг. Долина реки Иркут:
Вид с перевала на Култук:
В Байкальске сняли однокомнатную квартирку по 200 рублей с носа за ночь:
А Батор нам подмучивал ски-пассы в несколько раз дешевле и комплексные обеды для сотрудников за палтос:
Вид из окна квартиры на гору «Соболиная»:
У нижней точки подъемников:
На самом верху в заключение дня, когда уже на подъемник с «восточки» не пускают:
А вот и начало самого «западного» склона:
На обратном пути дорога была очень скользкая. То и дело попадались машинки перегонщиков в кюветах.
В Иркутск я вернулся в понедельник 25 марта ближе к обеду. Отсыпался.
На следующий день решил прогуляться немного по городу. Доехал то остановки «Бытовая» и вышел на набережную реки Ангара:
В правой части фотографии виднеется новый мост, который запланировали еще в середине 80-х, а начали строить буквально несколько лет назад.
Это Школа №1 на углу улиц Российской и 5-ой Армии, в которой я проучился 9 лет:

Нам все обещали сделать 10 и 11 классы, но не хватало помещений: в школе всего 27 кабинетов и лишь одна смена. Однако в 2000 году школа была преобразована в среднюю (полную) общеобразовательную - самому интересно за счет чего...
Окна 27 кабинета в левом вернем углу фотографии. В нем приходилось заниматься в старших классах.
Что мы только не делали, чтобы не учиться. Однажды черенком швабры отбили кусок штукатурки на потолке, чтобы класс закрыли на ремонт. Класс действительно закрыли, но занятия нам не отменили, а поместили в малюсенький кабинет. Это был большой облом. Скорее всего, все прекрасно поняли, что это было сделано намеренно. Ведь на потолке остались следы от швабры.
А еще мы не очень любили географичку. Как-то раз поставили на дверь швабру с меловой тряпкой, а преподаватель была в черном костюме. Думаю, не стоит говорить, что этого урока не было. Но нам точно досталось – не помню, правда, как.
В 27 кабинете у нас был шкаф, на котором крепилась раздвижная доска. За ней лежали разные наглядные материалы, а в свободное место мы складывали верхнюю одежду. Однажды Мишка Демонт по приколу просидел за доской целый урок.
В начальных классах любимым занятием было бегать на переменке в столовую и воровать всегда свежий хлеб (хлебозавод у нас рядом был). Но мы его не ели, а складывали в парту. Через несколько дней он высыхал и превращался в настоящий деликатес.
Как-то раз нам на биологии задали дома вырастить плесень. Я об этом задании благополучно забыл. Перед уроком я был очень огорчен маячившей мне двойкой, и жопка тоже предчувствовала не самый лучший для нее вечер. Но меня спасла моя «девичья» память. Я залез в рюкзак за учебником и наткнулся на какой-то пакет. Как же я тогда был рад бутерброду с сыром, который мама положила мне на прошлой неделе! В тот день много учеников показывали плесень на сыре. Как учительница ничего не заподозрила – не понятно. Ведь в конце 80-х сыр был деликатесом похлеще хлебных корочек.
С Мишкой Демонтом у меня отношения до 8 класса как-то не складывались с самого начала. Постоянно получал по жопке и не только. На прогулке осенью 87 года (2-ой класс) он отобрал у меня петушок и давай с ним от меня бегать. А мама мне строго настрого запретила на улице снимать шапку. Я, раздосадованный бесперспективными попытками догнать Мишку, крикнул ему вдогонку:«Пи….., отдай шапку!» Все бы ничего, если бы рядом не стояла воспитательница продленки. Рассказали маме. А дальше, сами понимаете…
На прогулку я редко оставался, так как днем были занятия в музыкальной школе. Зачастую приходил уже на продленку часам к 5. В один прекрасный день после возвращения из музыкалки меня вызвали к директору:
- мы тебя, Ланин, исключаем из школы.
- за что?
- за подстрекательство!
Оказалось, что мои одноклассники решили пойти на мусорку гостиницы «Интурист» в соседний двор за пустыми баночками из-под напитков. И Димка Карпухин попал под машину. Причем не так чтобы уж и попал, больше испугался. Но я-то об этом не знал и, надо сказать, очень сильно испугался. Но потом все тайное стало явным. Все мое подстрекательство заключалось в том, что я сказал о примерном времени вывоза мусора из гостиницы. В то время моя мама работала как раз в «Интуристе», и я знал о вывозе мусора, так как ходил мимо по дороге на обед. В итоге дело как-то замяли.
В то время было повальное увлечение коллекционированием всякого такого хлама, включая пустые пачки из-под импортных сигарет. Свои «коллекции» я выбросил, но лишь в 10 классе. В комнате сразу же стало чем дышать.
Это как раз здание гостиницы «Интурист». Ходит байка, что это место долго оспаривалось спецслужбами. Ведь гостиница находится напротив ж.-д. вокзала, хоть и через реку. Считали, что иностранные туристы будут отслеживать количество вагонов ушедших на запад и на восток. Как вы понимаете, этот маразм каким-то образом побороли.
Кстати, здание гостиницы одно время было самым многоэтажным в городе. В настоящее время гостиница занимает второе место по вместительности после «Ангары».
27 марта ничего толком не делал. Немного погулял по городу. От остановки «Художественный музей» дошел до угла двух основных улиц города - Ленина (Амурская) и Карла Маркса (Большая). Здание нархоза:
Байкальский государственный университет экономики и права входит в пятерку лучших экономических ВУЗов России по рейтингу Министерства образования и науки России.
История БГУ, как отдельного института берет свое начало в 1930 году, когда финансовое отделение экономического факультета ИГУ было реорганизовано в самостоятельный Сибирский финансово-экономический институт. В 1939 году институт был переименован в Иркутский финансово-экономический институт и ему был вручен первый в его истории Устав. В 1965 году институт принял четкую ориентацию на подготовку экономистов по всему спектру специальностей и стал именоваться Иркутским институтом народного хозяйства. В 1993 году институт получил статус "Академия", а в 2002 году - Байкальский Государственный Университет Экономики и Права.
В данный момент в университете ведется обучение по программам высшего профессионального образования на 23 специальностях, 3 направлениях бакалавриата и 8 направлениях магистратуры.
Напротив БГУ в сквере перед кривым домом по улице Ленина стоит памятник, как это ни парадоксально, Ленину, выполненный по проекту скульптора Н.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского в 1952 г. Бронзовая скульптура отлита на заводе фигурного литья при монетном дворе в Ленинграде. Оригинал памятника автор сделал в 1940 г. для Воронежа, а авторский повтор — для Ленинграда, Вильнюса и Иркутска:
Именно возле этого памятника нас принимали в пионеры весной 1989 года. Было пасмурно и холодно. Галстуки повязывали старшеклассники со словами: «Будь готов!» А мы должны были отвечать: «Всегда готов!» Парень мне повязал без слов, но я ответил, как учили. Он немного задумался: «Ах, да, будь готов!» Хорошо, что я стоял с краю. А ведь могли тогда и выговор сделать. По крайней мере, за мятый галстук сразу же снижали оценку за поведение и писали записку родителям. Если это не имело должного влияния, то родителей вызывали в школу. А прийти в школу без галстука – это было вообще что-то немыслимое.
На месте памятника до 1952 года стояла лютеранская церковь, построенная в 1985 году по проекту архитектора Г.В. Розена. Кирха была закрыта в 1919 году, позднее занята под общежитие студентов пединститута и полностью разобрана перед открытием памятника.
Дальше я двинул мимо стадиона «Труд» к корпусу Физического факультета:
Иркутский государственный университет в составе естественно-исторического и медицинского отделений был организован в 1919 году. В течение 20-х годов университет неоднократно подвергался реорганизации, а в 1930 году был расформирован. Осенью 1931 года университет вновь начинает работу, как Восточно-Сибирский университет, открывается три отделения, в том числе и физическое отделение. В мае 1933 года в университете восстанавливается факультетская система.
Деканом физико-математического факультета становится профессор И.А. Парфианович, который проработал в этой должности непрерывно на протяжении 54 лет вплоть до 1987 года. В 1959 году на физико-математическом факультете открывается подготовка по специальности "Радиофизика и электроника". В 1967 году физико-математический факультет разделяется на два факультета: физический и математический. В 1967 году организуются кафедра радиоэлектроники и кафедра физики твердого тела. В следующем году открывается кафедра космофизики и кафедра общей физики для естественных факультетов. Таким образом к началу 70-х годов на физическом факультете восемь кафедр: общей физики, экспериментальной физики, теоретической физики, радиофизики, радиоэлектроники, космофизики, физики твердого тела и кафедра общей физики для естественных факультетов.
Здание факультета на Набережной улице (бульвар Гагарина) было построено по проекту иркутского архитектора А.Е.Разгильдеева. Заложено оно было 28 августа 1855 года. Изначально здание строилось для Института благородных девиц, который въехал в него 14 июля 1861 года. Деньги на постройку института (110 299 руб.) завещал известный иркутский меценат 1-й гильдии купец Е.А.Кузнецов.
Девичий институт - первое в Восточной Сибири женское среднее учебное заведение - был основан по образу институтов европейской части России. Обучавшиеся в нем девочки не покидали стен института весь учебный год и отпускались домой только в случае тяжелой болезни или смерти родных. Поскольку потомственных дворян в Сибири было мало, состав воспитанниц в иркутском институте был демократичнее, чем в западных. Обучались дочери офицеров, чиновников, духовенства.
Институт занимал большой участок земли между Набережной (бульвар Гагарина) и Троицкой (5-ой Армии) улицами площадью в 9090 кв. саженей. Кроме главного здания здесь находились деревянный дом лазарета с теплым переходом из главного здания, канцелярия, квартиры священника и эконома, людская, кухня, службы и погреб. Северную часть территории занимала еловая роща, посаженная в год закладки здания. В восточной части, выходящей на Троицкую улицу, находились огород, дровяной двор и службы.
К 1917 году заведение окончили более 1000 воспитанниц. Каменная ограда, стоявшая вдоль Набережной улицы, разобрана в 1-й половине 60-х годов нашего века. В 1920 году здание было передано университету.
Напротив физфака раньше стоял пивной павильон от ИркутскПишеПрома «Ветерок». Сначала это был киоск только с одним окошком, а потом поставили нормальную кафешку на несколько столиков, где Тетя Света знала всех постоянных клиентов. Много денег было оставлено в «Ветерке» - приятно вспомнить. Но сейчас этого заведения нет, а строится что-то непонятное:
Далее я вернулся по набережной на улицу Карла Маркса к административному зданию ИГУ. Слева Белый дом, хоть и выкрашен в желтый цвет – библиотека университета:
Белый дом известен каждому жителю Иркутска и является одним из архитектурных символов города. Дворец купца М.В. Сибирякова был построен по проекту известного архитектора Д. Кваренги в 1804 году в стиле русского классицизма. Изначально был выкрашен в желтый цвет, а белым стал только после реконструкции в 1906 году.
В 1837 году дом покупается казной и становится дворцом генерал-губернатора Восточной Сибири и, соответственно, центром официальной и общественной жизни края от берегов Енисея до Тихого океана. Здесь проводились официальные приемы посольств, проезжающих через Иркутск, разрабатывались планы освоения Амура.
«Сибирскому дворцу» повезло в пожар 1879 года, когда огонь уничтожил лучшие памятники деревянного зодчества: 105 каменных зданий и 3418 деревянных построек.
Именно в Белом доме в 1918 году открылось первое высшее учебное заведение Восточной Сибири – Иркутский государственный университет.
21 июля 2006 года на заседании научно-методического Совета при Восточно-Сибирском управлении Росохранкультуры было принято решение по окраске фасада здания, соответствующей первоначальной: основные плоскости – охра, детали – белый цвет.
Немного дальше от набережной по правую руку располагается Драматический театр им. Охлопкова:
Иркутский городской театр был построен на Большой улице на месте сгоревшего 28 октября 1890 года деревянного театра. Здание театра расположено таким образом, что подъезды его выходили на три стороны - на Большую (Карла Маркса), Троицкую (5-ой армии) улицы и Кантонистский (Хасановский) переулок.
Театр построен по проекту архитектора В.А.Шретера, удостоенного на конкурсе первой премии. Закладка совершена 18 мая 1894 года, а 30 августа 1897 года новый театр был освящен и открыт. Первым спектаклем, сыгранным на сцене театра 31 августа 1897 года был "Ревизор" Н.В.Гоголя. На строительство ушло 294 473 руб. 59 коп.
Первый театр в Иркутске был организован Иосифом Маркевичем и открыт примерно на том месте, где стоит теперь Иркутский драматический театр (просуществовал с 1851 по 1861 год). С 1864 по 1872 год театр находился на Тихвинской площади, он был устроен в гостинице коммерсантом И.О.Краузе. Последний деревянный театр на углу улиц Большой и Троицкой, построенный на средства, пожертвованные "коммерции советниками Базановым, Немчиновым и почетным гражданином Сибиряковым", простоял долго (с 1873 по 1890 год), но также сгорел, как и его предшественники.
В 1967 году иркутскому драматическому театру присвоено имя Н.П. Охлопкова в честь народного артиста СССР, родившегося в Иркутске.
Мне надоело бродить одному, и я зашел к Разсказу на работу в нархозе поиграть в ЦС по сетке.
28 марта днем я побывал в офисе у Бабара. Встретил там Александра Пельменева (ШП):
В пятницу днем мы с моей младшей сестрой Катей и ее другом Колей сходили в пиццерию:
И зашли к отцу на работу:
Вечером был ужин у деда Васи:
Тимур. Живет у отца в доме:
Суббота прошла без происшествий, а в воскресение мы с отцом поехали в Байкальск кататься. На выкате с подъемника Западного склона:
Отец:
Я:
Встретил там Андрея Муравьева:
Так выглядит нижняя точка центральных подъемников:
В понедельник я вылетел в Москву.

Резюме: достаточно насыщенный отдых получился. Много кого увидел, повезло с погодой, покатал от души, посмотрел на нормалльный снег, а не на московскую жижу.

Источники: